На главную

К списку балетов


Опера (Латвийская Национальная) для чайников

Во-первых, их официальный сайт: http://www.opera.lv
Во-вторых, их официальное название: Латвийская Национальная Опера (ЛНО) или Latvijas Nacionālā opera (LNO).

Начнём, как ни странно, сначала. А конкретнее - с внешнего вида Оперы, он же экстерьер, он же вид снаружи. Сначала зимой, потом летом.

Вид на Оперу. Фасад ЛНО. Вид на Оперу ночью с трамвайной остановки. ЛНО летом. Фасад. ЛНО. Фонтан. Летом.

Войдя в Оперу вы попадаете в Холл. Там мало места, но тем не менее там всегда толкуться люди, кого-то ждущие. Помимо людей там толкутся швейцары (ну, один как минимум, и он откроет перед вашим носом дверь) и человек 5-6 "служащих Оперы". Это такие парни в чёрном, которым полагается показать свой билет, они его порвут, поздароваются с вами и пошлют вас туда, куда вам надо идти в соответствии с местом, указаным на билете. Ещё у них можно спросить что-нибудь. Например, где кафе? Или ещё какую-нибудь глупость. Так вот. Смотрим фотографию:

Кафе напротив входа.

И что же мы видим? Как раз то первое, что бросается в глаза при входе. Кафе. А также мою безумно радостную после просмотра "Чайковского" сестру. (Её потом весь вечер распирало от счастья...) Чтобы туда попасть (в кафе, то есть) надо спуститься вниз по лестнице за спиной у Мзоковки. Кстати, она просила всем передать: серо-зелёный шарф - это в честь Гарри Поттера... Так вот, кафе. Ну, а что, собственно, кафе? Обычное такое, просторное, но в антракте всё равно всё забито. Из достопримечательностей - шкафы-витрины, в которых вместо произведений Фаберже покоятся на полках произведения местных кандитеров. Причём в таком почёте, будто действительно - золото-бриллианты. Лестница и коридор слева на фотографии - это вход в партер. Справа есть точно такой же. Ещё в холле есть люстры-фонари:

Люстры-фонари

Раздеваться в холле совсем необязательно. Для этого предназначено такое место как гардероб. Находится же он... в совершенно разных местах. Всё зависит от того, куда у вас билет - к партеру, бельэтажу и каждому балкону, как справа, так и слева, прилагается соответствующий гардероб, расположенный на соответствующем этаже. Но не расстраивайтесь - всё равно придётся потолкаться в очереди. После представления всем нетерпится попасть домой - в гардеробе тут же начинается вполне обыкновенная давка... Хотя иногда не вполне... Иногда - давка в вечерних платьях...

Тут нужно кое-что разъяснить. Специально для неучей: партер - это всё то, что не похоже на балкон. Посмотрим на фотографию:

Зал. Балконы.

Это вид на зал из левого угла первого ряда партера. Сцена была у меня за спиной. Вот эти головы внизу - это всё люди в партере. Выше - то, что похоже на первый балкон - это на самом деле бельэтаж. Ничего общего с бельём не имеет. И звука j там в середине нет. В бельэтаже самые дорогие места и, соответственно, самый лучший вид. (Конечно, если вы не сидите сбоку. Потому что смотреть балет ухом (левым или правым - зависит от того, с какого вы боку) - это как-то "не очень" даже в бельэтаже...) Немного дешевле места в партере в середине, ещё дешевле - по краям. Первый ряд считается таким вот краем. Там я обычно и сижу - цена где-то 5-7 лат, в зависимости от популярности балета. Какой там минус по сравнению с более дорогим вторым рядом? Лампочки из оркестровой ямы светят в глаза, а по центру - ещё и дирижёр руками машет. Какой плюс? Никакая лысина не загораживает вид. Ещё дешевле места на первом балконе. (На фотографии - тот, что над бельэтажем). Совсем дешёвые - на втором балконе (самый верхний). На первом балконе нормально сидеть можно только на первом ряду. Ряды сидений там не поднимаются ступеньками (как на втором), поэтому головы будут загораживать сцену. Ещё на первом балконе (как и в бельэтаже) есть такая неприятная вещь как столбы. И что интересно - за ними есть сидения. То есть вы можете купить себе билет на относительно хорошее место (оттуда нормально видно) - но попасть аккурат за этот столб. Так что, покупая билет, присмотритесь к плану зрительного зала. Места за столбами с некоторых пор помечены на плане крестиками. (Хотя цена на них такая же, как без крестиков...)
(Примечание: совсем недавно, вероятно с начала осеннего сезона 2006-го, если таковой конечно у нас есть.... так вот - совсем недавно в опере изменили билетные зоны - схема зала выглядит теперь более пёстрой, особенно на балконах: в частности, места за столбами теперь одни из самых дешёвых.)
На той фотографии столбы вроде узкие - но на самом деле всё нафиг загораживают, если они у вас прямо перед носом. Вот как здесь.

LNO. Зал.

На втором балконе столбов нет. Это плюс. Сидения там поднимаются ступеньками. Это ещё один плюс - на любом ряду головы загораживать не будут. Зато будет загораживать люстра... Билеты там самые дешёвые. Поэтому появляется ещё один минус - школьные "экскурсии". Большинство, если не болтает, то играет на мобильнике - это бесит. Это БЕСИТ! Разноцветные экранчики в темноте... Так и хочется придушить... Ещё одна особенность второго балкона - там есть "стоячие" места. Обычно там стоят ученики балетной школы - но их потом рассаживают по залу (они там вообще бесплатно). Или некоторые личности (вроде моей сестры), которым ну о-о-очень хочется на балет, а денег нет. Стоячий билет стоит от 50 сантимов и дальше (на самом деле очень далеко "дальше" - как вам стоять за 10 лат?). Личности эти рассаживаются сами. Часто на ступеньки. Иногда им приносят стульчики. Хотя когда я там стояла - там даже на ступеньках было негде приткнуться. Всё заняли до нашего прихода.
(Кроме того, со второго балкона открывается прекрасный вид на потолок :) )

Войдя, наконец, в зал и дожидаясь начала спектакля вы, в свою очередь, поймёте, что главное в Опере это... кресла. (Ну и затычки для ушей. Если вы сидите слишком близко к ударным.) Кресла должны быть а) мягкие и б) удобные. Ну, ещё в) красивые - но это уже излишества. В нашей Опере они действительно а и б, и даже местами в (по крайней мере, пока они были новыми).

Кресла. Кресла.

А ещё, о чём многие, видимо, не подозревают, у них откидные сидения. Поэтому, когда кто-то (например, я) пытается мимо вас пройти, совершенно не обязательно пытаться сидя втянуть в себя коленки. Можно аккуратно встать, откинуть сидение, сделать полшага назад и таким образом освободить место, вполне достаточное, чтобы мимо вас прошли, не задев (и, что для некоторых актуально, не помяв и не порвав). В среднем на эту архисложную операцию уходит секунды две. Если вы не инвалид, вполне можете себе это позволить...

Ещё одна оперная достопримечательность (вспоминая Призрака Оперы) - люстра. Как я уже говорила - лучше всего видна со второго балкона. В общем-то он как раз напротив. (Между прочим, даже если вы сидите в партере, никто не запрещает вам во время антракта подняться на балкон, или наоборот - спуститься в партер с балкона и рассмотреть, наконец, что там за букашки на скрипках играли где-то далекоооо...) Так вот. Вернёмся к люстре.

Люстра. Люстра. ЛНО

Сволочь мешает смотреть всем кто сидит на втором балконе по центру, особенно в последних рядах. Никогда туда не садитесь. Особенно если собираетесь смотреть в бинокль. Замечательный будет вид. Вот такой. :)

Вид сквозь люстру.

Хотя это в худшем случае...

Фрагменты потолка (хотя на этих фотках мало что видно...):

Очень тёмный фрагмент потолка. Ещё один очень тёмный фрагмент потолка.

Вот эта лучше - и не моя:

Потолок. ЛНО

Занавес выглядит примерно так:

Занавес.

Если более детально:

(опять же - из левого угла первого ряда партера; первый - тёмный, но чёткий; второй - такой как на самом деле был, но мутный)

Тёмный, но чёткий угол сцены. Светлый, но мутный угол сцены.

С того же места противоположный угол:

Правый угол.

На этом фото видна боковая ложа, в которую не продаются билеты (как и в центральную "ложу" бельэтажа), но в которой я видела сидящих людей... Хотя, что они там делали, ума не приложу. Оттуда, разве что, зал разглядывать. А пол перед занавесом и прямо под этим балконом - это то место, где обычно бывает оркестровая яма. Она закрыта, потому что "так надо" (для одного конкретного балета).

Когда она открыта, это выглядит примерно так:

Оркестровая яма. Оркестровая яма.

Оркестр вы услышите ещё не входя в зал, это точно. Там он и сидит. В яме. Иногда она ниже, иногда выше. Недавно над ней частично натянули сетку - чтобы всякий хлам не катился на голову арфисткам... На фотографии она просматривается (в смысле - сетка). Правда монетки и прочая мелочь всё равно сквозь неё падает, но монетка - это вам не кувшином по темечку. На второй фотографии вы видите белый треугольник - на самом деле это красный бархатный бордюр. Очень мягкий и удобный... Как подушка... Можете на него полюбоваться:

Бархатный бордюр.

Во время антракта можно спокойно прогуляться по опере, и увидеть:

Лестница. На балкон. Наверное. Коврик на лестнице и Мзоковкина нога.

В данном случае это - лестница ведущая на балкон. На самом деле там светло. Просто сестра сфотографировала в режиме "неоновый свет". Зато пустоту фотография очень хорошо отображает. Там как-то слишком мало всего. Только светильники висят и под ногами коврик - вторая фотка (нога Мзоковкина).

Ещё можно увидеть обои на стенах и людей в ушанках:

Обои в партере.

Ещё одна немаловажная вещь - туалет. На первом этаже он в... соседнем здании. Но не пугайтесь - они соединены коридором. (В котором зимой ХОЛОДНО, а весной и осенью - приятно прохладно). Так вот - в туалете есть зеркало, в которое обожает смотреться моя сестра:

Зеркало.

А это тот холодный коридор. Раньше он был улицей - теперь его накрыли крышей и следали вид, что так и надо. Темно на первой фотке на этот раз потому, что на самом деле было темно.

Коридорчик, когда-то бывший улицей. Коридорчик, когда-то бывший улицей.

Если вы стоите так, как стояла я, когда фотографировала, то справа будет туалет, а слева - вход обратно в партер (туда, где стоят букеты - см. ниже). А если пройти по коридорчику вперёд до виднеющейся у стеклянной двери лестницы вправо и поднятся по ней - можно попасть в гардероб так называемого "нового зала". Здание нового зала видно на самой первой фотографии оперы - это стеклянная пристройка слева (размером в пол-оперы по высоте).

Несколько фотографий изнутри:

Новый зал. Новый зал. Новый зал. Новый зал.

Возвращаясь к теме кафе и прочих увеселительно-антрактных заведений. Оные заведения есть не только в подвале.... ой... то есть в партере - но и на балконах - на втором, во всяком случае, точно...

Кафе на балконе. Кафе на балконе. Кафе на балконе. Кафе на балконе.


Что ещё можно добавить? Например, цветы. Если вы хотите их кому-нибудь подарить, то их придётся оставить на специальном столике в партере:

Цветы в партере. Цветы в партере и я.

Воду в вазы нальют после начала спектакля. А ещё, не забудьте написать чётко и ясно - кому. И во время финальных апплодисментов (интересно, это хоть так пишется?) ещё одна стайка "служащих Оперы" (как те, что стоят в Холле) преподнесёт ваши ромашки кому вы написали. Если, конечно, этот кто-то не уедет раньше домой, как некоторые... Насколько я знаю, те же "служащие" продают программки в коридорах. Им тоже можно задавать глупые вопросы.

Ещё можно добавить про бинокли. Хорошая вещь - для второго балкона. (Ниже он, в принципе, ни к чему.) Но это должен быть ТЕАТРАЛЬНЫЙ бинокль. Нечего людей пугать. Я видела как из партера (а значит и со сцены) выглядят обычные бинокли. У них, между прочим, стёклышки светятся. В темноте. И вообще - у театрального бинокля увеличение в 2 раза. Как раз впору. А у обычного? В 8? Это что - пуговицы на костюмах рассматривать? (Театральный бинокль можно попросить в гардеробе.)

И ещё два ночных прикола:

Балкон при полном освещении в зале. Коридор.

(Как всегда - на самом деле было ОЧЕНЬ светло... Первое - это балкон при полном освещении в зале. Второе - фонарь на выходе из коридора, ведущего на балконы).


ПС: довелось мне тут посмотреть один балет ухом.
Зато фотографии бортиков балконных сделала...

ЛНО. ЛНО. ЛНО. ЛНО. ЛНО.

 
Hosted by uCoz