На главную

К списку балетов

На шаг назад

Ромео и Джульетта

Статья из книги:
Пасютинская В. Волшебный мир танца. - М.: Просвещение, 1985

"Ромео и Джульетта"

Премьера балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта», поставленного Л. Лавровским, состоялась 11 января 1940 года. Но до этой даты прошло не одно столетие, прежде чем шекспировская трагедия получила достойное воплощение в балетном театре. Обращение к темам Шекспира обогатило мировую хореография, расширило репертуар классического балета, углубило образы героев, сделало хореографическое искусство гуманнее. Были и раньше попытки воплотить шекспировские темы в образы. Так в 1809 году балет «Ромео и Юлия» ставил русский хореограф Иван Иванович Вальберх, в 1811 пятиактный спектакль «Ромео и Джульетта» поставил итальянец Винченцо Галеотти. Позднее зритель увидел этот балет в редакции датского балетмейстера А. Бурнонвиля. К балету «Ромео и Джульетта» в разное время обращались такие хореографы, как С. Лифарь, Ф. Аштон, К. Макмиллан, Д. Харангозо, М. Бежар, Ю. Григорович, О. Виноградов и другие.

В 1935-1936 годах к пьесе Шекспира пишет музыку выдающийся советский композитор С. Прокофьев. Она стала достижением мирового музыкального театра, а балет – новым этапом в истории мирового хореографического искусства.

Впервые балет был поставлен 30 декабря 1938 года в чешском городе Брно. Его поставил Иво Псота. В этом же году осенью началась работа над балетом советского балетмейстера Л. Лавровского вместе с композитором С. Прокофьевым. Основная задача, которую поставили перед собой авторы, - по возможности приблизить спектакль к шекспировской трагедии. Единство стиля, гармоническое сочетание музыки, хореографии, сценографии, исполнительского искусства обеспечили огромный успех балету.

В спектакле действие развивалось непрерывно, поэтому и естественно развивались человеческие чувства, логически завершались танцевальные сцены. Не случайно Ф. Лопухов позднее в своей книге отметит, что «никакой драматический режисер не смог бы сделать такого спектакля». И он прав, так как самобытность балетмейстера, новизна его постановочного решения, психологическая обоснованность поступков героев, своеобразие хореографической партитуры – все говорило об удивительном таланте Л. Лавровского.

Сцены поединков Меркуцио и Тибальда, Ромео и Тибальда, сцена смерти Меркуцио отличаются единством танца и пантомимы. Знаменитая сцена обручения до сих пор является непревзойдённым образцом режиссерского решения, а адажио расставания Ромео и Джульетты – образцом хореографического диалога. Лаконичность и завершённая красота пластической формы сдивались с музыкой Прокофьева.

Балетмейстер сумел красочно поставить и народные, массовые сцены на улицах Вероны, оттеняя трагическое комическими сценами и эпизодами, а возвышенность чувств – житейскими ситуациями.

Но самым удачным оказался образ главной героини балета Джульетты – образ «исключительной душевной красоты и силы». Зритель видел её возмужание от девочки-подростка в начале до трагической развязки в финале балета

Первая исполнительница Джульетты – замечательная советская балерина Галина Уланова осталась непревзойдённой по силе и многогранности передаваемых чувств, психологической тонкости созданного образа. Джульетта Г. Улановой – шедевр хореографического искусства, решенный в удивительной пластической форме. К. Сергеев, который танцевал Ромео, выражал глубокую и страстную жажду счастья, юношескую надежду, мечту и отчаяние.

Хореографическая партитура Л. Лавровского до сих пор является образцом пластического воплощения трагедии Шекспира на балетной сцене.

«Ромео и Джульетта» - первый монументальный балет в жанре хореографической трагедии. Создатели балета были удостоены государственной премии СССР.

Творчество Леонида Михайловича Лавровского (1905 - 1967), народного артиста СССР, лауреата Государственных премий СССР – это эпоха в истории советского балетного театра.

В 1914 году он поступил в Петербургское театральное училище, был учеником В. И. Пономарёва. После окончания училища в 1922 году он танцевал в Ленинградском театре оперы и балета. В списке его ролей – Зигфрид и Жан де Бриен, Амун в «Клеопатре» и Юноша в «Шопениане». Но не только классические балеты танцевал Лавровский, он принимал участие в концертной деятельности «Молодого балета», участвовал в первых пробных постановках Г. Баланчивадзе. Рано начал ставить балеты самостоятельно. Первые его опыты – это «Симфонические этюды» Р. Шумана и «Времена года» П. И. Чайковского.

В начале 30-х годов творческая жизнь Ленинграда была особенно бурной: А. Я. Ваганова по-новому организовала работу хореографического училища и театра, Р. Захаров поставил свой первый балет «Бахчисарайский фонтан», В. Вайнонен – балет «Пламя Парижа». И Л. Лавровский решает силами учащихся Ленинградского хореографического училища поставить балет «Фадетта». Сценаристами были он сам и В. Соловьев. За основу сюжета они взяли повесть Ж. Санд «Маленькая Фадетта», а музыку использовали из балета Делиба «Сильвия». Первый балет Лавровского сразу же выявил его индивидуальность как балетмейстера – стремление к драматической экспрессии, к углублению психологизма действующих лиц, к слиянию танца и пантомимы.

Следующий был балет «Катерина» на музыку К. Корчмарева, где балетмейстер продолжил поиски по созданию пластически-танцевальных образов. Продолжением работы в этом плане стала постановка 1938 года «Кавказский пленник» на музыку Б. Асафьева.Через два года Лавровский создаёт лучший свой балет – «Ромео и Джульетту» на музыку С. Прокофьева. Его редакция 1946 года в Большом театре дошла до наших дней.

В своих последующих работах Л. Лавровский обращался к решению разных проблем, таких как хореографическая экспрессия, танцевальный симфонизм, дальнейшее слияние танца и пантомимы. Так, он поставил балет «Ночной город» на музыку Б. Бартока, «Паганини» на музыку С. Рахманинова. Обращался он и к балетам классического наследия. например, он создал свои редакции «Раймонды» и «Жизели».

Свои замыслы Лавровский осуществлял на лучших балетных сценах страны – в Театре оперы и балета им. С. М. Кирова, в ленинградском Малом оперном театре и в Большом театре.

Сочетая балетмейстерскую деятельность с педагогической, Л. М. Лавровский преподавал в Государственном институте театрального искусства им. А. В. Луначарского и в Московском хореографическом училище.

Прокофьев Лавровский
Прокофьев С.С. Лавровский Л.М.

Ромео и Джульетта
ГАБД, Джульетта - Е. Максимова, Ромео - В. Васильев
 
Hosted by uCoz